Часто многие игроки делают ставки интуитивно, полагаясь на знания или интуитивные суждения об участниках матча. Однако интуиция не слишком сочетается с вероятностными подходами. Эффект Гало – одна из причин этого. В нашем материале рассуждаем о роли эффекта Гало в принятии решений о ставках.
Что такое эффект Гало?
Попробуем представить себе ситуацию, когда нам нужно составить свое мнение о личностных качествах двух людей, например, Алана и Бена и выбрать одного из них. В качестве опоры предлагаются следующие характеристики:
Алан обладает интеллигентностью, работоспособностью, импульсивностью, у него критический взгляд на окружающий мир, упрямство и завистливость. Бену свойственны завистливость, упрямство, критицизм, импульсивность, работоспособность и интеллигентность.
Большинство людей на основе этих описаний делают выбор в пользу Алана, у них складывается о нем благоприятное впечатление. Однако эта оценка сама по себе странная. Ведь перечисленные характеристики идентичны, но представлены в обратном порядке.
Первая положительная черта в описании Алана – интеллигентность – сразу же склоняет человека к положительному восприятию. У Бена в перечне идет на первом месте завистливость, что дает отрицательный эффект восприятия. Это и есть эффект Гало.
Как это связано со ставками на спорт? Достаточно изменить пример с Аланом и Беном на две футбольные команды или двух теннисистов, а перечень характеристик заменить статистическими показателями и можно легко увидеть предвзятость суждений о ставках. Все дело в порядке изложения информации.
Рассмотрим конкретные примеры эффекта Гало в беттинге.
Футбольная сборная Бразилии
Сборную Бразилии по футболу традиционно отличает от других команд уважение. Сразу появляется в сознании непреложный факт о том, что бразильцы чаще всех выигрывали Кубок мира. Однако на самом деле их успехи были довольно давно (периоды 1958 – 1970, 1994 — 2002), а на последних четырех турнирах бразильцы ни разу не прошли дальше полуфинала.
Тот самый эффект Гало создали события, связанные с золотым веком Пеле, Карлоса Альберто, Ривелино и других игроков. Это искажает восприятие всех бразильских сборных. СМИ увековечивают эту идею, навязывают идею о том, что практически все бразильские игроки уровня национальной команды являются супер-футболистами. Такая последовательность оценок создает общее суждение: «Бразилия произвела на свет много самых искусных игроков в мире – поэтому все бразильские игроки искусны».
Эффект Гало также во многом объясняет, почему от известных в прошлом футболистов многие ожидают успешной тренерской карьеры. Каких-либо статистических доказательств этим ожиданиям нет. Так, Марк Хьюз был великим игроком «Манчестер Юнайтед» и «Челси», но ожидания его успехов в роли тренера не оправдались.
Обратный эффект Гало
Работу эффекта Гало можно наблюдать и в обратном направлении. Так, если первым впечатлением от курортного отеля является сломанная вывеска, то это может создать негативный контекст обо всем времени пребывания на отдыхе. В ставках отрицательные начальное восприятие искажает будущие оценки.
Например, после финального раунда US Masters 2011-го года, североирландский гольфист Рори Макилрой был отнесен во многих СМИ к бесперспективным. А ведь еще до старта соревнований его считали одной из восходящих звезд. Но все изменилось всего два месяца спустя, когда он выиграл US Open, установив при этом рекорд турнира, пройдя поле с результатом 16 ниже пара. Затем в 2012 году он выиграл свой второй крупный турнир, чемпионат PGA.
Если бы эти события произошли в обратном порядке – победа в двух «мейджорах», а затем неудача в финальном раунде US Masters – оценки его будущих выступлений были бы более снисходительными. Это и есть обратный эффект Гало.
Выводы
Интуиция – ценное и полезное качество, и часто может даже спасти нашу жизнь, заранее воспринимая опасность. Однако у нее много минусов, когда речь заходит о статистической оценке.
Прежде чем сделать выбор в пользу ставки, важно сознательно искать три контраргумента к вашей номинальной оценке стоимости и использовать как можно больше объективных данных с максимально большим размером выборки, игнорируя основные средства массовой информации, которые часто сеют упрощенные взгляды и суждения.